История Мате


До прихода на земли Южной Америки испанских конкистадоров, индейцы племен Кечуа (QUECHUA) и Гуарани (GUARANI) жили в дикой природе, уважительно использовали ее дары для своих нужд. Сегодня известно, что из 4000 растений Амазонии, племенам Гуарани были известны около 800. В культуре индейцев, листья КАА (CA-A) - Yerba Mate (Йерба Мате) - источник выносливости и силы.


Индейцы знали немало о действии различных растений, надо иметь ввиду, что жизнь в сельве полна опасностей и трудностей. Кора лапачо, гурана, листья коки и другие растительные энергетики были для них подмогой в вопросах выживания в природе. В наше время все эти пищевые привычки, описанные монахами-иезуитами, используются маркетингом как суперфуды, призванные улучшить энергетический фон и продлить жизнь цивилизованного человека.


Вот одна из маркетинговых легенд, распространенных на рынке стран бывшего СССР и не только:


…Однажды усталый, голодный путник приходит в дом бедного старика, который жил со своей дочерью в сельве Гуарани. Несмотря на свою бедноту, старик делит с ним крышу над головой, это то малое, что у него есть. Этим незнакомцем оказывается добрый Бог индейцев гуарани, ТУПА (TUPA), создатель неба, земли, воды и всего живого, делает им подарок в знак благодарности за хорошее к нему отношение. Он дарит им КАА ЙАРА (CA-A YARA) - Йерба Мате. И по сей день, люди взывают к Богу Мате, чтобы у них всегда был этот волшебный напиток Мате.


Легенды индейцев Кечуа повествуют, что очень давно, в незапамятные времена светлокожий и синеглазый Бог Paia Sharume путешествовал со слугами через джунгли в один из божественных городов. Дорога была очень тяжелой, путешествие затянулось и запасы еды иссякли. И когда силы были на исходе, путешественники вышли на небольшую поляну, где увидели скромное жилище и такое же скромное хозяйство. Их встретил старик и его неземной красоты дочь, которые и не ведая кто перед ними, накормили путников, отдав им все свои запасы еды и зарезав единственную курицу, которая у них была. Наутро Paia Sharume, отдохнувший и набравшийся сил, спросил старика:


- Старик! Почему ты живешь со своей дочерью так далеко от людей?

-Я не хочу, чтобы люди видели красоту моей дочери, - отвечал старик, - Ее красоту могут осквернить люди, а она принадлежит богам!


Paia Sharume решил их отблагодарить за гостеприимство и открывшись кто он, сказал:


- Ты прав старик! Ее красота действительно божественна! Но люди должны знать о ней! Поэтому я превращу ее в растение, которое будет помогать людям, как это сделал ты и со временем о КА-А узнает и оценит весь мир!


А реальная история обретения напитка Мате европейскими колонистами полна фактов и логики, описанная во многих источниках.


Когда испанцы покорили Америку, они обнаружили для себя много нового, например картофель, кукурузу, помидоры, маниоку и многие другие культуры, которые сейчас в 21-м веке являются настолько привычными для нас продуктами, что кажется они были всегда. Но тем более удивительна история их проникновения в нашу жизнь.


Испанцы пришли на землю Гуарани, названную Парагвай (на языке гуарани Парагвай - левый берег реки Парана), в начале 16-го века. Впервые культура индейцев была описана Ruiz Díaz de Guzmán (Руизом Диасом де Гузманом), в хрониках первых конкистадоров в 1612 году, со слов командира отряда Hernando Arias de Saavedra (Эрнандо Ариаса де Сааведра), первым открывшим эти земли и отметившего использование листьев Йерба Мате в 1592 году.

В хрониках конкистадоров отмечалось, что "… индейцы выходили на встречу передовым отрядам конкисты, не опасаясь чужеземцев, с интересом разглядывали лошадей и амуницию, будто ожидали их прихода…."

В Южной Америке колонизация началась в начале 16-го века. Прибывавшие испанские конкистадоры и колонисты в удобную бухту, в место где сейчас находится столица Аргентины - Буэнос Айрес, проникали вглубь континента, воюя с индейцами, открывая территории, новые растения, животных и птиц. Испанцы всегда брали с собой на новые земли домашних животных, коров и лошадей, выпускали их в природу и со временем расплодившийся скот был отличной пищевой базой для вновь прибывающих колонистов. В те же годы на континент прибыли монахи-иезуиты, а надо понимать, что это были времена, когда писать умел один из ста, а самой образованной частью общества было духовенство. Иезуиты изначально отказались от порабощения индейцев, в пользу обучения и интеграции коренного населения в европейскую цивилизацию, стали строить Редукции от Перу до южных границ современной Бразилии, с целю обращения индейцев в христианство, обучения их земледелию и скотоводству. Тогда как Центральная и большая часть Южной Америки, после истребления населения нуждалась в рабочей силе и завоеватели стали завозить рабов из Африки на континент. Благодаря такому положению, язык и обычаи индейцев Гуарани были сохранены, а находясь в Редукциях, индейцы вместе с колонистами защищали себя от набегов рабовладельцев из португальских колоний.

Индейцам очень нравилось музыкальное сопровождение месс, проводимых монахами, они проявили себя как искусные мастера по работе с камнем и в целом воспринимали происходящее с интересом. А монахи в свою очередь, вели записи о культуре и языке индейцев Гуарани, что позволило сохранить язык. Одним из открытий стало растение Ilex Paraguariensis, Йерба Мате (так его назвали позже в 19-м веке). Они назвали ее "Парагвайской травой" или "Парагвайский чай", тогда еще не зная, что это листья дерева Падуб, которое растет в диких лесах (Сельве). Монахи обратили внимание на то, что индейцы Гуарани жевали листья или процеживали сквозь зубы настой из листьев, размоченный водой в тыкве, приобретая выносливость и силу. Со временем иезуиты изобрели трубочку-фильтр для питья настоя, иначе при разжевывании или процеживании настоя зубы чернели и это было не эстетично для европейских колонизаторов. Так появилась Бомбижья (Bombilla). Сам способ приготовления Мате, путем пролива большого количества заготовленного сырья большим количеством воды, это заслуга монахов-иезуитов. Благодаря им мы знаем напиток Мате в том виде, в котором он существует сегодня.


Поначалу считалось, что Мате это "…дьявольский напиток" и делались попытки отучить индейцев от этой привычки, запретив его, вплоть до отлучения от церкви. Причиной служило то, что напиток Мате обладает диуретическим свойством и во время месс индейцы часто выбегали из храмов по нужде, тем самым нарушая течение проповеди.

Позднее испанцы одобрили привычку пить Мате и даже считали важным ее использование для решения проблемы пьянства в резервациях. Со временем они обратили внимание на способность Мате быстро справляться с цингой, болезнью вновь прибывших на новую землю колонистов, которая настигала их в длительном путешествии через океан, поражая людей, не имевших возможности разнообразить питание

И через некоторое время, поняв коммерческий потенциал растения, Йерба Мате становится одним из главных источников дохода для иезуитов, которые приобрели право на торговлю этим товаром в 1645 году. Иезуиты поначалу использовали для сбора труд индейцев, которых обязывали собирать Йерба Мате в сельве. И именно иезуиты стали сушить листья Йерба Мате для консервации сохраняя их, чтобы можно было отправлять сырье на продажу. Индейцам в этом не было необходимости, растение вечнозеленое и они по необходимости обрывали листья, тогда как при увеличении спроса, иезуиты искали способ увеличения объемов сбора листьев.


В 1670 году Йерба Мате уже специально выращивали, но оно не было таким стойким, как растение, росшее в природе. Нужно было много лет опытов, чтобы вырастить растения такого качества и в таком же количестве, которое было необходимо. Иезуиты акклиматизировали растение в окрестностях резерваций в районе поселения Сан Игнасио, на севере провинции Мисионес неподалеку от водопадов "Катаратас дель Игуасу".


C появлением первых плантаций опасные экспедиции в "Зеленый рай" (Маракайу) закончились. Йерба Мате росла уже практически во всех поселениях. Нужно было тщательно обрабатывать землю, постоянно следить за процессом роста и за орошением. Все это требовало много рабочих рук и времени, но оправдало затраченные усилия и привело к тому, что Мисионес и Корьентес (в меньшей степени) стали снабжать Йербой всю страну, принося иезуитскому ордену отличный доход. Именно иезуиты способствовали распространению этого обычая среди поселенцев во всем вице-королевстве RIO DE LA PLATA (Рио де ла Плата). Он был известен как "Чай иезуитов" или "Йербао" (Травяной настой), "Оро верде" (Зеленое золото).


Хосе Санчес Лабрадор (1714-1798), испанский иезуит, в 1734 г. начал исследовать землю вице королевства Рио де ла Плата:


"…Деревья Йерба Мате, как их называли Кааимини, красивые, развесистые, высокие, как апельсиновые деревья и в то же время толстые. Листья Йербы очень похожи на листья апельсинового дерева, но они более мягкие на ощупь и имеют изрезанные края. Цветы очень маленькие, из пяти беленьких сросшихся лепестков. Зрелое семя очень похоже на крупинку перца. Но различие состоит в том, что в кожуре находится 3-4 семечка или белых ядра, продолговатых и немного угловатых. Если семя промыть в чистой воде, липкий слой смывается и образуется пена как от мыла. Если взять свежие, только что собранные с дерева, и промыть их, они сразу же прорастут. Если семена прорастают не сразу, значит, во влаге растение гниет и не разрушает твердую оболочку". Далее он пишет: "… древесина достаточно мягкая и пористая, ее не используют в качестве материала. Так я решил делать саженцы, отрезать небольшие ветки дерева, которые прививаются очень хорошо, если их защищать от палящего солнца и умеренно поливать почву, открывать вечером после заката солнца и укрывать ранним утром".


"…они сажают свои садовые деревья и платят Католической церкви законную дань, как это делали из года в год в Королевскую казну Буэнос Айреса" (Хосе Санчес Лабрадор, Парагвай, 1771 г.).


Сведения о каком-то ином использовании растения очень скудны. Так как ствол дерева Йерба Мате достаточно мягкий для использования в строительстве, его обычно использовали как дрова, а начиная с 19–го века работники делали из ствола дерева сосуды для питья Мате, обрамляя его железом. Но такие сосуды не были долговечными. О другом редком использовании растения Йерба Мате известно из книги Х.С. Лабрадора "Природа Парагвая". Вот что он пишет: "… для получения черных чернил для письма, делается отвар из веток и листьев Йерба Мате, после очищают отвар от ненужной листвы, доводят до кипения до тех пор, пока он не приобретет определенную консистенцию и через некоторое время оставляют до образования однородной массы. Затем берут эту массу, делят на части и после высыхания получаются готовые чернила. Чтобы избежать появления ржавчины в чернильнице, засыпают немного соли, чернила и перемешивают с водой. Если взять этот отвар, очищенный от листвы, можно использовать при окрашивании в черный или темно-коричневый цвета ткань или нитки…". В отдаленных поселениях провинции Мисионес по сей день, при окрашивании калабасов, используют краску, полученную вышеописанным образом.


К середине 18-го века привычка пить Мате проникает во все социальные слои общества, создавая для каждого из них свои обычаи. Немецкий ученый иезуит Флориан Пукке писал, что у некоторых испанцев была привычка не пить первый глоток, а отдавать его своим рабам, потом пили хозяева. Причина состоит в том, что очень часто там были пыль и песок. Без сомнения, рабы были очень этому рады.


Когда Мате начинают пить в аристократических домах Буэнос Айреса, появляются первые атрибуты - чайники ПАВА (испанского образца, с длинным носиком, для удобного подлива воды в узкое горлышко калабаса), сосуды для хранения Йерба Мате (Йербера) и другие аксессуары.


В Европе о Йерба Мате узнали в конце 17-го века. Мате пьют при королевских дворах, он очень дорог и овеян таинственностью. Католические священники используют его в качестве стимулятора при долгих обрядах и молитвах. Первые образцы этого растения привез на европейский континент в 1764 году из своей экспедиции Луи де Бугенвиль.


В 1769 г. испанский король Карлос III издает Королевский Указ приказывающий распустить иезуитский орден. Монахи медленно покидают свои земли, оставляя деревни, которые построили. На время выращивание Йерба Mате прекращается и снова индейцы собирают листья растения в сельве, где оно растет само по себе. Со временем оставленные иезуитами плантации стали частными владениями, но в основном растения на них уже акклиматизировались, способы сбора и заготовки были известны. Продажа Йерба Мате вновь становится прибыльным делом. Соседние государства пытались присоединить богатые земли провинции Мисионес, но им не удалось этого сделать. В одном из локальных конфликтов, когда угроза захвата была очень сильна, маленький отряд под предводительством Андреса Гуакурари, по прозвищу "Андресито", так самоотверженно бился за свою землю, что неприятель бежал в страхе и никто после не предпринимал попытки завоевания провинции. Именем этого героя был названо поселение, рядом с которым сегодня находится плантация Йерба Мате, находящаяся на территории Национального парка "Пуэрто Игуасу", неподалеку от водопадов.

Француз Эме Жак Александр Бонплан около 1800 года начал свои первые научные исследования этого растения, изучая его полезные свойства и культивацию много лет. Семена Йерба Мате не прорастают самопроизвольно, так как покрыты очень твердым веществом, которое не разрушается, находясь в почве. Бонплан в течение долгих лет был одержим идеей раскрыть секрет падуба: каким образом существует дерево Йерба Мате?

Иезуиты открыли способ выращивания Йерба Мате рассадой, но они унесли секрет с собой, когда были изгнаны. В конечном итоге Бонплан пришел к выводу: для того, чтобы семена проросли, нужен помет птиц, в частности дроздов. Семена падают на землю без той твердой оболочки, которая покрывает их после того, как птицы поклюют плоды дерева. Бонплан не был знаком с трудом Флориана Пукке, немецкого иезуита, писавшего о своих исследованиях индейцев гуарани в 1749-1767 г.г. В своей работе "По направлению туда и обратно" Пукке пишет: "Никто и не может предположить, насколько велика польза этих птиц, которые обитают на деревьях Йерба Мате, они охотно питаются семенами с этого дерева. И таким образом, семена прорастают, благодаря помету птиц, естественным путем…".


В 1821 году он получил разрешение на исследование плантаций в Парагвае, но через некоторое время, правительство Парагвая из опасений потерять монополию на производство Йерба Мате, заключило Бонплана в тюрьму. На свободе он оказался благодаря своему другу натуралисту Александру Гумбольдту и вмешательству Французского правительства только в 1829 году. И Бонплан вновь продолжил свои исследования в других районах Латинской Америки. В конце концов он остановился в провинции Миcионес, как наиболее подходящей для того, чтобы начать выращивать это растение на старинной земле иезуитов около поселения Сан Игнасио.

Йерба Мате - HERBA ILEX PARAGUARIENSIS

  • Тип: Anthophyta
  • Класс: Magnoliopsida
  • Подкласс: Rosidae
  • Отряд: Celastrales
  • Семейство: Aquifoliaceae

  • Выделяют также три подвида: "angustifblia", "longifolia" и "latifolia".

Йерба Мате — HERBA ILEX PARAGUARIENSIS


Тип: Anthophyta

Класс: Magnoliopsida

Подкласс: Rosidae

Отряд: Celastrales

Семейство: Aquifoliaceae


Выделяют три подвида: "angustifblia", "longifolia" и "latifolia"

Во время исследований обширных зарослей Ilex Paraguariensis в бассейне реки Парана в 1822 году, французский ботаник Август де Сент Илер, дал классификацию растению. Относится к семейству падубовых, представляет собой дерево высотой от 8 до 10 метров, иногда встречаются дикорастущие деревья до 29 м в высоту, возрастом до 50 лет.

Ствол короткий и его гладкая кора сероватого цвета, очень ветвистая темно-зеленая крона. Дерево начинает цвести с сентября по декабрь, цветы маленькие, белесые. Плоды небольшие, шарообразные, созревают начиная с декабря по март. Листья имеют зубчатые края, а листья верхних ветвей используются в качестве сырья для производства Йерба Мате, "Парагвайского Чая", известного еще как "Eva Mate", "Mate Herb", трава St. Hileur (Сент Илера).


Так появилось международное обозначение растения Paraguayan Tea Maté. В английском и французском языке Mate с ударением на А имеет иное значение, поэтому ставили ударение на Е, но при переводах на русский оставляли ударение, поэтому писали Парагвайский чай матЭ, что неправильно.


Плантации Йерба Мате быстро разрастались, что послужило толчком к созданию новых поселений, а в течение колониального периода правительство Виррей Себальоса, использовала Мате вместо денег. Так горстка Йерба Мате стала платой за один рабочий день. Условной единицей считалось то количество Йерба Мате, которое мог удержать в руке работник, занятый на плантации.


Известен любопытный факт, что по приказу прусского короля Вильгельма I, наслышанного о славных подвигах, бывшей в то время очень сильной парагвайской армии, немецким солдатам каждый день давали пить Мате, чтобы поднять их боевой дух. В 1864 году, президент Парагвая Франсиско Солано Лопес преподнес в качестве дара королю Вильгельму I огромное по тем временам количество Йерба Мате, целых 4000 килограмм.


В начале 20-го века богатые аргентинцы много путешествовали по Европе, привозя с собой Мате и даже свою говядину предполагая, что в Европе люди голодают и в этих поездках они не найдут того, что так для них привычно.


К началу 20-го века уже начали появляться результаты первых исследований полезных свойств Йерба Мате, которые научно аргументировали исключительные особенности этого растения, а в Аргентине, в провинции Миссионес появились первые плантации Йерба Мате и началось культивирование растения в промышленных объемах, так как способ выращивания стал уже общедоступным.


Во время Второй Мировой войны и последующие годы о Йерба Мате никто не вспоминал, вплоть до 70-х годов, когда возник интерес к здоровому образу жизни. Многие ученые изучали свойства Йерба Мате. В Советском Союзе велись переговоры по закупке большой партии Йерба Мате для использования в клиниках 4-го управления Министерства Здравоохранения СССР. В Грузии, рядом с чайными плантациями были высажены деревья Йерба Мате, но это не принесло ощутимых результатов. Урожай был скудным по полезным свойствам. По ряду причин, в то время Йерба Мате так и не появился в СССР.


Существует факт того, что в конце 60-х и в начале 70-х годов в университетах страны училось много студентов из Аргентины, тогда же немногие советские студенты соприкоснулись с культурой Йерба Мате. В СССР также существовала немногочисленная диаспора аргентинцев, которая регулярно устраивала встречи, где неизменно присутствовал Мате.


Сегодня Аргентина самый крупный производитель Йерба Мате, большая часть которого реализуется внутри страны, остальная часть экспортируется в разные страны, в том числе и в Россию, где приобретает все больше ценителей и поклонников.