История Мате

До прихода на земли Южной Америки испанских конкистадоров индейцы племен Кечуа (QUECHUA) и Гуарани (GUARANI) жили в гармонии с дикой природой, не зная технологий, уважительно использовали ее дары для своих нужд. В культуре индейцев листья КАА (CA-A) — это дар богов, и, держа в руке чашку из природного материала, засыпая в нее свежесобранные или запасенные листья, наполняя природной водой, и выпивая настой через тростниковую трубочку, индейцы достигали гармонии с природой.

…Однажды усталый, голодный путник приходит в дом бедного старика, который жил со своей дочерью в сельве Гуарани. Несмотря на свою бедноту, старик делит с ним крышу над головой, это то малое, что у него есть. Этим незнакомцем оказывается добрый бог индейцев гуарани, ТУПА (TUPA), создатель неба, земли, воды и всего живого, делает им подарок в знак благодарности за хорошее к нему отношение. Он дарит им КАА ЙАРА (CA-A YARA) — ЙЕРБА МАТЕ. И, по сей день, люди взывают к Богу Мате, чтобы у них всегда был этот волшебный напиток мате.

Легенды индейцев Кечуа повествуют, что очень давно, в незапамятные времена светлокожий и синеглазый бог Paia Sharume путешествовал со слугами через джунгли в один из божественных городов. Дорога была очень тяжелой, путешествие затянулось, и запасы еды иссякли. И когда силы были на исходе, путешественники вышли на небольшую поляну, где увидели скромное жилище и такое же скромное хозяйство.

Их встретил глубокий старик и его неземной красоты дочь, которые, и не ведая, кто перед ними, накормили путников отдав им все свои запасы еды и зарезав единственную курицу, которая у них была. Наутро Paia Sharume, отдохнувший и набравшийся сил, спросил старика:

— Старик! Почему ты живешь со своей дочерью так далеко от людей?
— Я не хочу, что бы люди видели красоту моей дочери, — отвечал старик, — Ее красоту могут осквернить люди, а она принадлежит богам!

Paia Sharume решил их отблагодарить за гостеприимство и, открывшись, кто он, сказал:

— Ты прав старик! Ее красота действительно божественна! Но люди должны знать о ней! Поэтому я превращу ее в растение, которое будет помогать людям, как это сделал ты, и со временем о КА-А узнает и оценит весь мир!

20051107144414

Испанцы пришли на землю Гуарани, названную Парагуай, в начале 16-го века. Гуарани считали испанцев посланниками богов, и предлагали им самое дорогое, что у них было – листья КА-А. Впервые эта культура была описана Ruiz Díaz de Guzmán (Руизом Диасом де Гузманом), в хрониках первых конкистадоров в 1612 году, со слов командира отряда Hernando Arias de Saavedra (Эрнандо Ариаса де Сааведра), первым открывшем эти земли и отметившего использование листьев йерба мате в 1592 году.

20051101131948

В хрониках конкистадоров отмечалось, что «… индейцы выходили на встречу передовым отрядам конкисты, и протягивали маленькую тыковку, набитую неизвестной травой. Тот, кто отважился принять угощение, сразу чувствовали прилив сил и ясность мысли…». Испанцы научились у индейцев пить мате и назвали ее «ПАРАГВАЙСКОЙ ТРАВОЙ» или «ПАРАГВАЙСКИЙ ЧАЙ», тогда еще не зная, что это листья дерева падуб, которое растет в диких лесах (Сельве).

20051107144321

К концу 16 века на этой территории появились первые монахи-иезуиты, призванные обращать в свою веру коренных жителей региона. Этому монашескому ордену принадлежала ведущая роль в колонизации земель в долинах от Параны до Уругвая: с 1610 по 1767 год здесь существовало государство иезуитов. Монахи создали тридцать поселений («редукций»), в которых обучали, воспитывали и заставляли усердно трудиться сто тысяч индейцев.

Поначалу считалось, что Мате это «…дьявольский напиток», и делались попытки отучить индейцев от этой привычки, запретив его, вплоть до отлучения от церкви. Иезуиты настаивали на том, что напиток, изготовленный на травяных корнях, означал крах этих земель, потому что он делал людей, пивших его, слабыми, бездельниками без чести. Они рассматривали этот напиток как порок, даже доведя дело до Суда Святой Инквизиции в 1610 г., где падре Дайего де Торрес, выступая перед трибуналом инквизиции в Лиме, осудил обычай местных жителей как «дьявольский предрассудок», воспринятый индейцами «по сговору с сатаной и его прямому наущению».

Без сомнения позднее испанцы одобрили привычку пить мате и даже считали важным ее использование для решения проблемы пьянства в резервациях, они же начали собирать и измельчать листья Мате вместе с тонкими веточками. Со временем они обратили внимание на способность Мате быстро справляться с цингой, болезнью вновь прибывших на новую землю колонистов, которая настигала их в длительном путешествии через океан, поражая людей, не имевших возможности разнообразить питание.

guarani-tribe

И через некоторое время Йерба Мате становится одним из главных источников дохода для иезуитов, которые приобрели право на торговлю этим товаром в 1645 году. Иезуиты поначалу использовали для сбора рабский труд индейцев, которых обязывали собирать Йербу Мате в сельве.

В 1670 году Йербу Мате уже специально выращивали, но оно не было таким стойким, как растение, росшее в природе. Нужно было много лет опытов, чтобы вырастить растения такого качества и в таком же количестве, которое было необходимо. Иезуиты акклиматизировали растение в окрестностях резерваций в районе поселения Сан Игнасио, на севере провинции Миссионес неподалеку от водопадов «Катаратас дель Игуасу».

Согласно легенде индейцев гуарани, издревле населявших эти земли, водопады появились по воле лесного божества. Индейский воин Кароба похитил молодую красавицу Наипур, которая очень понравилась богу, и уплыл с ней вниз по реке. Разгневанный бог леса обрушил реку и перед беглецами образовался огромный котлован, в который они упали. Наипур превратилась в огромный камень у подножья водопада, а Кароба стал деревом на берегу – теперь он вечно смотрит на свою возлюбленную.

C появлением первых плантаций опасные экспедиции в «Зеленый рай» ( Маракайу) закончились. Йерба мате росла уже практически во всех поселениях. Нужно было тщательно обрабатывать землю, постоянно следить за процессом роста и за орошением. Все это требовало много рабочих рук и времени, но оправдало затраченные усилия и привело к тому, что Миссионес и Корьентес (в меньшей степени) стали снабжать йербой мате всю страну, принося иезуитскому ордену отличный доход. Именно иезуиты способствовали распространению этого обычая среди поселенцев во всем вице-королевстве RIO DE LA PLATA (Рио де ла Плата). Он был известен как «Чай иезуитов» или «Йербао» (Травяной настой), «Оро верде» (Зеленое золото).

«Они сажают свои садовые деревья и платят Католической церкви законную дань, как это делали из года в год в Королевскую казну Буэнос Айреса» (Хосе Санчес Лабрадор, Парагвай, 1771 г.).

Сведения о каком-то ином использовании растения очень скудны. Так как ствол дерева Йерба Мате достаточно мягкий для использования в строительстве, его обычно использовали как дрова, а начиная с 19–го века работники делали из ствола дерева сосуды для питья Мате, обрамляя его железом. Но такие сосуды не были долговечными. О другом редком использовании растения Йерба Мате известно из книги Х.С. Лабрадора «Природа Парагвая». Вот что он пишет: «… для получения черных чернил для письма, делается отвар из веток и листьев йерба мате, после очищают отвар от ненужной листвы, доводят до кипения до тех пор, пока он не приобретет определенную консистенцию и через некоторое время оставляют до образования однородной массы. Затем берут эту массу, делят на части и после высыхания получаются готовые чернила.

Чтобы избежать появления ржавчины в чернильнице, засыпают немного соли, чернила и перемешивают с водой. Если взять этот отвар, очищенный от листвы, можно использовать при окрашивании в черный или темно-коричневый цвета ткань или нитки…». В отдаленных поселениях провинции Миссионес по сей день, при окрашивании калабасов, используют краску, полученную вышеописанным образом.

200511071448432

К середине 18-го века привычка пить мате проникает во все социальные слои общества, создавая для каждого из них свои обычаи. Немецкий ученый иезуит Флориан Пукке говорит, что у некоторых испанцев была привычка не пить первый глоток, «а отдавать его своим рабам, потом пили хозяева. Причина состоит в том, что очень часто там были пыль и песок. Без сомнения, рабы были очень этому рады…».

Когда мате начинают пить в аристократических домах Буэнос Айреса, появляются первые атрибуты – чайники ПАВА (испанского образца, с длинным носиком, для удобного наливания в узкое горлышко калабаса), сосуды для хранения Йерба Мате (Йербера) и другие аксессуары.

В 1769 г. испанский король Карлос III издает Королевский Указ приказывающий распустить иезуитский орден. Монахи медленно покидают свои земли, оставляя деревни, которые построили. На время выращивание Йерба Mате прекращается, и снова индейцы собирают листья растения в сельве, где оно растет само по себе. Со временем оставленные иезуитами плантации стали частными владениями, но в основном растения на них уже акклиматизировались, способы сбора и изготовления были известны. Продажа Йерба Мате вновь становится прибыльным делом. Соседние государства пытались присоединить богатые земли провинцию Миссионес, но им не удалось этого сделать. В одном из локальных конфликтов, когда угроза захвата была очень сильна, маленький отряд под предводительством Андреса Гуакурари, по прозвищу «Андресито», так самоотверженно бился за свою землю, что неприятель бежал в страхе, и никто после не предпринимал попытки завоевания провинции. Именем этого героя был названо поселение, рядом с которым сегодня находится плантация Йерба Мате, находящаяся на территории Национального парка «Пуэрто Игуасу», неподалеку от водопадов.

Культивированные растения, родоначальники современных плантаций, появились в первой половине 19-го века, как результат многих лет опытов и изучений французского ботаника Эмме Гожота, известного как Бонплан. В 1822 году его коллега, французский натуралист Август де Сент Илер подробно описал это растение во время исследования обширных зарослей Ilex Paraguariensis в бассейне реки Параны, дав ему свое имя St. Hileur.

Француз Эмме Бонплан около 1800 года начал свои первые научные исследования этого растения, изучая его полезные свойства и культивацию много лет. В 1821 году он получил разрешение на исследование плантаций в Парагвае, но через некоторое время, правительство Парагвая из опасений потерять монополию на производство йерба мате, заключило Бонплана в тюрьму. На свободе он оказался благодаря своему другу натуралисту Александру Гумбольдту и вмешательству Французского правительства только в 1829 году. И Бонплан вновь продолжил свои исследования в других районах Латинской Америки. В конце концов он остановился в провинции Мисcионес, как наиболее подходящей для того, чтобы начать выращивать это растение на старинной земле иезуитов около поселения Сан Игнасио. Плантации Йерба Мате быстро разрастались, что послужило толчком к созданию новых поселений, а в течение колониального периода правительство Виррей Себальоса, использовала мате вместо денег. Так, горстка Йерба Мате стала платой за один рабочий день. Условной единицей считалось то количество Йерба Мате, которое мог удержать в руке работник, занятый на плантации.

В Европе о Йерба Мате узнали в конце 17-го века. Мате пьют при королевских дворах, он очень дорог и овеян таинственностью. Католические священники используют его в качестве стимулятора при долгих обрядах и молитвах. Первые образцы этого растения привез на европейский континент в 1764 году из своей экспедиции Луи де Бугенвиль.

Известен любопытный факт, что по приказу прусского короля Вильгельма I, наслышанного о славных подвигах, бывшей в то время очень сильной, парагвайской армии, немецким солдатам каждый день давали пить мате, чтобы поднять их боевой дух. В 1864 году, президент Парагвая Франсиско Солано Лопес преподнес в качестве дара королю Вильгельму I огромное по тем временам количество Йерба Мате – целых 4000 килограмм.

В начале 20-го века богатые аргентинцы много путешествовали по Европе, привозя с собой мате и даже свою говядину, предполагая, что в Европе люди голодают и в этих поезках они не найдут того, что так для них привычно.

В 30-х годах Париж был культурным центром Европы, аргентинское танго звучало на улицах Парижа, в уличных кафе люди пили мате. Тогда и появилась привычка заваривать Йерба Мате в чайнике, как обычный чай.

К началу 20-го века уже начали появляться результаты первых исследований полезных свойств Йерба Мате, которые научно аргументировали исключительные особенности этого растения.

Во время Второй Мировой войны и последующие года о Йерба Мате никто не вспоминал, вплоть до 70–х годов, когда возник интерес к здоровому образу жизни. Многие ученые изучали свойства Йерба Мате. В Советском Союзе велись переговоры по закупке большой партии Йерба Мате для использования в клиниках 4-го управления Министерства Здравоохранения СССР. В Грузии, рядом с чайными плантациями были высажены деревья Йерба Мате, но это не принесло ощутимых результатов. Урожай был скудным и обедненным по полезным свойствам. По ряду причин, в то время Йерба Мате так и не появился в СССР.

Существует факт того, что в конце 60-х и в начале 70-х годов в университетах страны училось много студентов из Аргентины, тогда же немногие советские студенты соприкоснулись с культурой Йерба Мате. В СССР также существовала немногочисленная диаспора аргентинцев, которая регулярно устраивала встречи, где неизменно присутствовал Мате.

Сегодня Аргентина самый крупный производитель Йерба Мате, большая часть которого реализуется внутри страны, остальная часть экспортируется в разные страны, в том числе и в Россию, где приобретает все больше ценителей и поклонников.

Комментирование запрещено